Сайт учителя русского языка и литературы
Чайниковой Валентины Владимировны
Рабочая программа
Меню сайта

Посещаемость

Случайное фото

Даты

Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта
  • Наша школа

  • Приветствую Вас, Гость · RSS 20.03.2019, 16:08

    • Рабочая программа по литературному краеведению (8 класс).
    Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
    Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли,   место,  в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель,  в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.
    Скачать полную версию рабочей программы в формате PDF [388.51 Kb]

    •  Литературное краеведение как средство формирования и развития духовно-нравственных качеств личности и патриотического воспитания школьников

     (Выступление на районной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы Нолинского района Кировской области. 2012 год)
    Актуальность проблемы 
    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.»
    А «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики» – это вторая после семьи ступень развития гражданина России.
    В стандарте основного общего образования по литературе одной из целей преподавания литературы определена следующая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
    Таким образом, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и воспитание патриота – одна из основных задач учителя-словесника.
    Большую роль в достижении этих целей может играть литературное краеведение. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
    Многое связывает человека с местом, где он родился, вырос, где познал первые уроки жизни. В.А. Сухомлинский  писал: «Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который  взрастил и вскормил тебя».
             Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей  патриотические чувства, не привив  им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников, развития духовно – нравственных качеств личности  является  литературное краеведение.
             В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит  понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.
             Вышесказанное обуславливает стремление активизировать литературное краеведение в школе как средство духовно-интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников.
    Несомненно, каждый учитель, планируя уроки литературы,  включает произведения писателей-земляков,  да и программа В.Я. Коровиной предполагает изучение отдельных произведений писателей, связанных с Вятским краем. В 5-м классе это повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе», в 6-м – «Алые паруса» А. Грина, семиклассники, изучая творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина, обязательно узнают о его вятской ссылке, стихи Н.А. Заболоцкого включены в школьное изучение в 7, 8, 9 классах.  Но за бортом остается огромнейший пласт достойной вятской литературы, способной незаметно, исподволь влиять на умы и души учеников, прививая им любовь к родному краю, развивая их духовно и нравственно.
                Поэтому есть целесообразность уроки краеведения в 8 классе, которые проводятся за счет часов регионального компонента, использовать именно как уроки литературного краеведения. Трудность заключается в отсутствии соответствующей программы, методической литературы и т.д. Данная программа рассчитана на 34 часа. Это может быть и примерная программа литературно-краеведческого кружка. 
    Анализ программы.
    Цели и задачи
    Цели литературного краеведения:
    ·        способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию владения речью на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чье творчество связано с Вятским краем.
    Цель курса определяет характер конкретных задач:
    ·        расширить и обогатить знания учащихся о литературе и культуре родного края;
    ·        сформировать у учащихся представление об основных периодах становления и развития литературы родного края;
    ·        развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом;
    ·        воспитать любовь к родному краю, к родной культуре.
     Краткое содержание
    В данной программе отражено становление и развитие литературы Вятского края, поэтому в ней содержится материал, начиная с произведений УНТ, с литературы 17-18 веков по современный период. Кроме того, находят отражение такие темы, как «Писатели – уроженцы Нолинска и Нолинского района», «Писатели – односельчане». Также изучение краеведческого материала в большинстве случаев соответствует темам и произведениям основной программы.
    Остановлюсь на тех моментах изучения литературы родного края, которые показались наиболее удачными.
    Знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы не только познакомились с жанрами вятского фольклора, но и сами попробовали записать одну из местных легенд.
     Есть неподалеку от Татаурова лес Чудак. Старожилы  вспоминают о нем разное. Вот, например, рассказ Носковой Л.А.:
    – Давно это было. Ехал однажды ночью через этот лес мужик. И вдруг лошадь остановилась. Сколько ее мужик ни понукал, не идет и все. Перекрестился тогда он, перекрестил лошадь, и в этот же момент по всему лесу разнесся дикий хохот. Испугался мужик, но лошадь тронулась с места и пошла. Было это или не было – никто не знает, только и сейчас тот лес нет-нет да и назовут Чудаком.         
    Изучение раздела  «Вятская литература 17-18 веков» началось со знакомства с «Житием преподобного Трифона Вятского чудотворца», с его незаурядной личностью. Из «Повести о стране Вятской» ребята узнали о том, откуда пришли первые русские на Вятскую землю, об основании града Хлынова. Этот и другой материал не только заинтересовал их, но и вызвал уважение к памятникам истории и культуры Вятского края, к народным праздникам и  традициям, они ощутили себя истинно вятчанами.
    Литература 19 века дает богатый материал, способствующий патриотическому воспитанию учащихся. Подробнее остановлюсь на уроке «Нити к Пушкину». Когда я планировала материал, то оттолкнулась от книги Евгения Петряева с одноименным названием. Мне хотелось показать ребятам, что и великий русский поэт А.С.Пушкин имеет отношение к нашему краю. Тогда я и предположить не могла, что «Записки кавалерист - девицы» Надежды Андреевны Дуровой, впервые изданные именно Пушкиным, настолько заинтересуют их.  Образ женщины, участвовавшей в Отечественной войне, награжденной за героический поступок Георгиевским крестом, никого не оставил равнодушным. «Записки…» читал с интересом. Удивило, что женщина воевала наравне с мужчинами!» (Юрлов А.) «С одной стороны, глупо воевать женщине, а с другой – это храбрый поступок, и нельзя не восхититься им.» (Редькин П.) «Мне этот рассказ понравился. Я бы с удовольствием еще про нее почитал» (Емшанов Д.) «Мне понравились «Записки…». Понравилась сама Дурова, ее патриотизм. Какая же она смелая! И это ведь наша землячка!» (Коршунова Н.) Так писали ребята, ощущая гордость за то, что и они земляки прославленной героини.  Поэтому работа была продолжена, мы решили написать статью в школьную газету, чтобы учащиеся других классов тоже узнали об этой удивительной женщине.
    Картина литературной жизни Вятки 19 века была бы неполной, если б не сказать о творчестве ссыльных писателей. Изучая  повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант», ребята рассуждали о том, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, может ли сам изменить их, учились милосердию к окружающим, человечности, состраданию. Познакомились и с рассказом «Чудная»,  о девушке-революционерке, прообразом которой является революционерка-народница Э.Л. Улановская, сосланная, как и автор, в вятскую глушь.
    Из литературы Вятского края 20 века открытием для меня стал рассказ В.Н. Крупина «Мария Сергеевна». Используя слова В.Крупина, скажу, что по нему можно «научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро».  Рассказ небольшой, воспринимается ребятами хорошо, они его с удовольствием читают, обсуждают. Проблем же, которые можно обсудить, множество: это и проблема нравственной прочности человека, и отношения отцов и детей, и влияние телевидения и книг на нравственный облик человека, и проблема совести, и проблемы современного общества, и многие другие. А провести хороший урок по нему мне помогла разработка Новак Людмилы Алексеевны, найденная в Интернете.
    Не останавливаясь подробно на творчестве А. Лиханова (оно известно всем),  напомню слова О. Любовикова о его книгах: «Они – книги – убежденно отстаивают, наступательно утверждают доброту и честность человеческого бытия, …устремленно борются за то, чтобы все мы и каждый из нас достойно исполняли долг человека и гражданина, были в своей жизни лучше, чище, выше».
    Изучая тему «Вятская литература в годы Великой Отечественной войны», ребята поняли, что литература Вятского края – одна страница, один эпизод. Но эта страница святая для нас, вятчан, так как она запечатлела судьбы наших земляков, их борьбу, жизнь и смерть. После такого разговора они с удовольствием читали наизусть стихи О. Любовикова, подобранные самостоятельно.
    Не оставила учащихся  равнодушными и тема «Писатели – уроженцы Нолинска и Нолинского района». Имена Матвея Ивановича Ожегова, Михаила Ионовича Осокина, Марии Егоровны Селенкиной, Анатолия Михайловича Устюгова, надеюсь, не только останутся в памяти, но и помогут учащимся осознать, что Нолинская земля не менее богата талантами, осознать и почувствовать гордость за принадлежность к этой земле. Остановимся мы и на современной литературной жизни Нолинска.
    Нам предстоит еще познакомиться с творчеством писателей - односельчан. Ребята, конечно, знают имена М.А. Ардашева, В.Е. Субботина, А.Д. Блинова, но, несомненно, полезных открытий будет много.
    Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.
             Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
             Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы музеев, ресурсы Интернета.
    Третий уровень — изучение школьниками литературы родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.
    Если анализировать данную программу с этой точки зрения, то можно сказать, что больше работа проводилась на первом и втором уровнях, серьезных исследовательских работ мы не проводили. Но учащиеся готовили сообщения, доклады об авторе или произведении, писали отзывы, сочинения - размышления, заметки в школьную газету, рецензии, учились работать со справочной литературой. Все это способствовало совершенствованию владения речью и, конечно же, духовно-интеллектуальному развитию школьников.
            О результатах говорить еще рано, но бесспорно одно: уроки не прошли даром, о чем свидетельствуют высказывания самих ребят.  «Мне нравятся уроки литературного краеведения, на них интересно, потому что я узнаю много нового о своем родном крае. Особенно рад, что прочитал повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант», узнал историю Н.А. Дуровой». (Редькин П.) «Хорошо, что есть такой урок, на котором изучаются произведения наших, вятских, даже нолинских, писателей» (Коршунова Н.) Учащиеся успешно справились с контрольными и письменными работами. Одно из сочинений было отправлено на районный этап конкурса «Край мой Вятский».
    Подводя итог, отмечу, что литературное краеведение  не только средство формирования и развития духовно-нравственных качеств личности и  патриотического воспитания школьников. Использование литературно-краеведческого материала на уроках русского языка – это один из путей формирования культуроведческой компетенции. Таким образом, можно говорить о широчайших возможностях данного направления в воспитании и обучении подрастающего поколения.

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz